суббота, 12 апреля 2014 г.


"Я люблю тебя, жизнь!"

Отечественный плакат глазами оптимиста




Пресрелиз к выставке.


Авт. текста С. Н. Артамонова


   Отечественный плакат всегда чутко реагировал на исторические реалии и настроения общества и в этом, возможно, таится секрет его творческого долголетия и привязанности к нему нескольких поколений зрителей. Многие советские плакаты стали полноценными символами создавшей их эпохи, ярко и самобытно фиксируя в графической памяти великие и тяжелые эпизоды российской истории. Однако помимо выразительной иносказательности российской плакатной школе свойственна особая интонация, которая может быть образно сформулирована словами известной песни. 

На выставке экспонируются пятьдесят плакатов
с 1920 г. по 2013 г., организованные в восемь тематических разделов. Исторические события, послужившие основой для создания многих отечественных плакатов, намечены в основном пунктирно. Основная цель выставки - представить образцы российских плакатов, вызывающих положительный эмоциональный отклик зрителей, чувства гордости и радости от тех побед и достижений, которыми богата история нашей страны. Вместе с тем, некоторые плакаты напоминают о безвозвратно ушедших реалиях, показывают повседневную жизнь людей, о которой большинство наших современников в начале ХХI века знают немного. Предлагаемые посетителям экспонаты отражают жизнь во всем разнообразии – в одном ряду представлены социальные, зрелищные и рекламные плакаты. В основу расположения материала положен хронологический принцип.

      О лучших плакатах написаны сотни исследований, нет смысла повторять широко известные сведения. Для ориентации в экспозиции дадим лишь несколько замечаний.

       Наряду с работами классиков отечественного плаката – Д. Моора, А. Родченко, В. и  Г.  Стенбергов, А. Дейнеки, Г. Клуциса, И. Тоидзе, А. Кокорекина и других, в экспозицию включены заслуживающие внимания плакаты менее известных художников.

   Ключевым для раскрытия темы выставки следует считать замечательный во многих отношениях плакат Г. Шубиной «Широка страна моя родная…». Если бы мы делали выставку одного экспоната, по примеру некоторых музеев, то выбрали бы именно этот плакат. Исследователи неоднократно отмечали связь некоторых плакатов с популярными песнями, что наглядно иллюстрирует это произведение.

      Плакаты первого раздела выставки отражают события 20-30-х гг. ХХ века – гражданскую войну, кампанию по ликвидации неграмотности, строительство нового мира, пропаганду культуры, спорта, агитацию за колхозы, борьбу с пережитками прошлого, за новый быт и здоровый образ жизни. 

   Во втором разделе выставки собраны образцы киноплакатов 1920-х гг. Сколько в этих листах гениальных находок, выдумки, остроумия, веселья! Ныне всемирно известные талантливые плакатисты братья Стенберги писали, что плакат надо делать таким, чтобы он «остановил даже очень спешащего прохожего». Отечественные киноплакаты 20-х годов – это непревзойденная вершина мастерства, которой не удалось достичь последующим поколениям художников.

    Трудовой энтузиазм народа, радость от успехов производственного и сельскохозяйственного труда, воспитание преданности и любви к Родине – темы начала третьего раздела. Великая отечественная война представлена знаменитыми плакатами И. Тоидзе, Л. Голованова и А. Кокорекина. Работа «Красной Армии - слава!» на протяжении нескольких десятилетий пользуется неизменным успехом, в том числе и у молодого поколения...

      Всенародному увлечению различными видами спорта и туризмом в 1940–50-х гг. отведен следующий раздел. Обращают на себя внимание скромные, наивные рекламные плакаты 1950-х гг., собранные в пятом разделе выставки, представляющие разительный контраст с агрессивной современной рекламой.

  В следующем разделе плакаты 1960-70–х гг. рассказывают об успехах страны в освоении космоса, о дружбе молодежи и стремлении людей к миру.

     Зрелищные плакаты 1980-х гг. представлены работами талантливых художников А. Вольфа и Е. Цвика. Их театральные, выставочные и киноплакаты были и остаются ярким явлением в этом жанре.

   Отдельные плакаты 1990-х и 2000-х гг. завершают экспозицию. Представлены работы Ю. Боксера, А. Логвина, а также лист из серии «Они – это мы». Плакат, посвященный Олимпиаде в Сочи, создан в 2013 г. молодым плакатистом Д. Федосеевой и в том же году подарен автором в фонды Российской государственной библиотеки. Учитывая последние события, происходящие в стране и мире, предлагаем вниманию зрителей рекламный плакат под названием «Крым», завершающий выставку.

    Особенностью настоящих плакатов является их умение говорить со зрителем без посредников. Вглядитесь в эти листы, и диалог состоится…



Комментариев нет:

Отправить комментарий